ГКС (К) ОУ «ДОШКОЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №9» города Ставрополя
Версия для слабовидящих Версия для слабовидящих
г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 4 а г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 4 а

НАВСТРЕЧУ БУДУЩЕМУ

Кувардина Елена Владимировна,

социальный педагог ГКОУ «Специальный (коррекционный)

детский дом №9 для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

города Ставрополя

Наш детский дом по-своему уникален. В нём живут дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья. Среди наших воспитанников есть дети с ДЦП, нарушениями опорно-двигательного аппарата, глухие и слабослышащие, ВИЧ-инфицированные, с тяжелыми нарушениями речи, с выраженными (глубокими) нарушениями эмоционально-волевой сферы, нефрологическими, кардиологическими заболеваниями.

Не секрет, что в условиях современной реальности проблема социальной адаптации выпускника с ограниченными возможностями здоровья осложняется проблемой инвалидности.

Как найти подходящую профессию воспитаннику, например, страдающему ДЦП? Как помочь ему устроится в быту? Как устроить на работу инвалида?

Такие проблемы встали перед нами и нашим выпускником Михаилом А. Михаилу сейчас 20 лет, у него врожденный ДЦП, спастический тетрапарез. Еще 7 лет назад он нигде не обучался, передвигаясь на инвалидной коляске и иногда на коленях, о самообслуживании речи вообще не было.

После того, как Михаил попал в наш детский дом, специалистами детского дома была разработана индивидуальная программа социальной реабилитации и адаптации «Преодоление», включающая маршрут комплексного медико-психолого-педагогического сопровождение. Программа была рассчитана на 5 лет. Целью программы стала медицинская, социальная, психолого-педагогическая реабилитация Михаила, а также формирование у него базовых компетенций для дальнейшей успешной адаптации в социуме.

Приступив к реализации программы «Преодоление», администрация детского дома в первую очередь поставила под сомнение необучаемость Михаила. И действительно, врачебная комиссия подтвердила сохранность интеллекта. Диагноз был снят и Михаил начал обучение в школе, закончив ее в 2012 году на «отлично»!

Одновременно велась работа по установлению возможности оказания медицинской оперативной помощи Михаилу, для того чтобы он смог самостоятельно передвигаться и у него появилась возможность обслуживать себя в быту. Проводились заочные и выездные консультации хирургами и врачами – ортопедами в Ставрополе, большинство которых склонялись к тому, что Михаилу делать операцию бессмысленно. Но врачи Санкт-Петербургской медицинской педиатрической академии считали иначе. И решение об операции было принято. Позади 4 перелета на самолете в северную столицу с загипсованными ногами, целый год без движения в гипсе через боли и страдания, слезы отчаяния. И все же после сложных испытаний Михаил встал на ноги! Это стало для него без преувеличения вторым рождением…

В течение 6 месяцев перед выпуском Михаил проживал в специально обустроенном социальном блоке детского дома, представляющим собой благоустроенную комнату и кухню (где есть все необходимое для приготовления и хранения продуктов). Санузел оборудован стационарными реабилитационными устройствами – поручнями для инвалидов – вспомогательными техническими средствами, предназначенными для опоры и поддержки людей с ограниченными возможностями. В результате Михаил самостоятельно ориентируется в быту.

Следует отметить, что после окончания школы мы столкнулись, что учреждений, готовых принять выпускников с проблемами ДЦП, на самом деле очень немного. И суть проблемы не столько в том, что отсутствует специальное оборудование, облегчающее быт студента с ДЦП, сколько в нежелании самих учреждений взять на себя дополнительную заботу о воспитаннике с проблемами самостоятельного передвижения.

Единственным учреждением, которое откликнулось на наши проблемы, стал Ставропольский государственный политехнический колледж. Михаилу было создано социально-реабилитационное пространство. Всё это время наши специалисты помогали Михаилу в решении возникающих проблем. Под руководством нашей социальной службы и специалистов колледжа Михаил самостоятельно переоформил паспорт гражданина РФ по достижению 20-летнего возраста, переоформил инвалидность, получил средства технической реабилитации. Систематически с Михаилом проводились беседы по расходованию денежных средств, совместные выезды в магазины за продуктами, телефонные консультации на различные темы. Михаил имеет в своем окружении тех, кто может ему оказать разные виды поддержки: эмоциональную поддержку, поддержку, связанную с переживанием позитивного чувства близости, доверия и общности с другими людьми, поддержку при решении различных проблем, в том числе материальных.

Общая забота специалистов колледжа и наших педагогов помогла окончить учебное заведение, получив две профессии. На данный момент Михаил трудоустроен в наш детский дом, готовится получить квартиру.

У Михаила разносторонние интересы, свойственные молодым людям его возраста. Он ведет здоровый образ жизни, посещает тренажерный зал, является активным пользователем интернета, у него много друзей как в сети, так и в реальной жизни. В его планы входит стать программистом, он мечтает создать собственную семью. На вопрос «Что тебе помогает преодолевать жизненные трудности?», он ответил: «Уверенность в себе и, конечно, мое окружение!»

В заключение хочется отметить, что в своей профессиональной педагогической деятельности специалисты нашего детского дома придерживаются правила профессиональной рефлексии, заключающегося в том, чтобы удержаться от стремления занять опекающую позицию по отношению к выпускнику, решать за него или делать за него, блокируя тем самым его активность, создавая у него ощущение слабости и беспомощности. Главный смысл постинтернатного сопровождения, на наш взгляд, состоит в том, чтобы оказывать помощь и поддержку, не убивая инициативу и активность молодого человека, сохраняя его мотивацию к преодолению возникающих затруднений.

На сегодняшний день можно уверенно сказать, что наш выпускник Михаил А. - современный молодой человек с активной жизненной позицией, уверенно смотрящий в будущее.